Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Напоминаю, что в сочинении-рассуждении должно быть не менее трех абзацев (вступление, основная часть, вывод).

Во вступлении формулируем тезис  (проблему, требующую решения)

 В основной части - доказываем свою мысль с помощью аргументов

В заключении - вывод.

Вывод должен вытекать из доказательства.

                                                                             Памятка  

        Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему    

                                   Вступление (введение)

Целью вступления является подготовка читателя к восприятию написанного вами текста.

При написании вступления можно использовать следующие приемы:

  • Небольшое обобщение в котором необходимо показать, что тема сочинения-рассуждения актуальна. Например:  
  1. 1.     Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, связанных с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного. 
  2. 2.     В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после имён существительных и глаголов.
  • Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения. Например:
  1. 1.     Почему писатель А. Югов считает, что «глагол – это самая живая часть речи»? В чём заключается значение глагола в предложении и в тексте? Почему по частоте употребления он занимает второе место после существительного?
  2. 2.     Почему в речи мы употребляем местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи? Разве нельзя без них обойтись?
  • Цитата в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.
  1. 1.     «Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок» настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета», - так писал о местоимениях известный лингвист А. А, Реформатский.
  2. 2.     «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка», - таково мнение писателя А, Югова, и, на мой взгляд, оно является правильным.

Помните, что вступление должно быть небольшим.

                                                                       Основная часть

При написании основной части надо помнить, что вы пишите сочинение-рассуждение и что существует три вида рассуждений.

Рассуждение-доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.

Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:

  • Вводные слова: во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно;
  • Союзы: так что, поскольку, так как, если;
  • Речевые обороты: предположим, что…; допустим что…; об этом свидетельствует…, это позволяет предположить.

Рассуждение – объяснение имеет целью объяснить содержание тезиса. В нём нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно.

Для обеспечения логической связи между предложениями моно использовать:

  • Слова-организаторы логических связей: потому что,, поэтому, вот почему;
  • Слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что…; это зависит от…; это является следствием того, что;
  • Вводные слова: например, таким образом.

Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, указать причинно-следственные отношения. Рассуждение-размышление строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В отличие от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения, оно содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга.

Основными языковыми средствами оформления рассуждения – размышления являются:

  • Вводные слова: по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно;
  • Речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что…; я полагаю, что…; попытаемся разобраться…; можно сравнить; я согласна с тем, что.

Все названные виды рассуждений имеют общую схему построения:

Подведение к вопросу →тезис →доказательство тезиса → выводы.

Подведение к вопросу обычно реализуется во вступлении. Здесь же может быть приведён и тезис. Но чаще тезис даётся в основной части.

Тезис – это то, что доказывается или объясняется.

В основной части обязательно приводятся аргументы.

Аргументы – это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.

Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания:  докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим, доказательством служит, об этом свидетельствует.

                                      Выводы приводятся в заключении сочинения – рассуждения.

 

№ п.п.

Фамилия, имя обучающегося

Всего баллов
(из 42)

Реком. отметка

% выпол
нения

1

Аксенова Светлана

40

5

95%

2

Анохина Дарья

35

4

83%

3

Астафьева Галина

36

4

86%

4

Воронкин Александр

21

3

50%

5

Жигалина Анастасия

41

5

98%

6

Климашевская Мария

37

5

88%

7

Кудрявцев Евгений

34

4

81%

8

Магасумов Олег

29

3

69%

9

Медведникова Дарина

40

5

95%

10

Минкова Анна

32

4

76%

11

Михеева Анна

29

4

69%

12

Мудров Алексей

20

2

49%

13

Огерчук Евгения

40

5

95%

14

Пархоменко Александра

38

5

90%

15

Теплова Юлия

29

4

69%

16

Ратова Елизавета

27

3

64%

17

Сидорова Наталья

39

5

93%

18

Тертышная Мария

23

3

55%

19

Улыбина Полина

31

4

74%

20

Хайрутдинова Лилия

40

5

95%

21

Хохлов Кирилл

31

4

74%

22

Черных Анфиса

39

5

93%

23

Чуденков Станислав

31

4

74%

24

Шакирова Карина

35

4

83%

25

Войнов  Георгий

29

3

69%

 

 

 

 

ВАЖНО!!!!!

Типичные ошибки в абзацном членении:
1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части – всё сочинение представляет собой сложное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует.
2. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя части сочинения: вступление, основную часть, заключение – не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей работы.
3. Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.
При изучении темы композиция сочинения – рассуждения целесообразно создать опорный рисунок

«Построение дома»

заключение  -крыша

стены - основная часть

фундамент - вступление

Чтобы сочинение получилось стройным, необходимо соблюдать соответствие между частями текста. А чтобы это соответствие было зримым, надо каждую новую мысль писать с красной строки.

Точность словоупотребления – самый верный показатель речевой культуры. Вторым таким признаком является ЧИСТОТА РЕЧИ, её незасорённость словами и выражениями, чуждыми литературному языку. В хорошей речи нет места просторечию, диалектизмам, без надобности употреблённым иностранным словом, вульгаризмам, жаргонным и бранным словам и выражениям.
Ученик должен употреблять слово с учётом смысла и возможностей лексической сочетаемости слов. ТОЧНОСТЬ РЕЧИ зависит от умения пишущего отбирать слова и выражения, наиболее соответствующие предаваемому содержанию. Для достижения точности выражения мысли надо уметь выбирать из ряда синонимов или близких по смыслу слов самые нужные для данной ситуации. Это удаётся сделать ученику, если он не только понимает то общее, что объединяет все слова синонимического ряда, но и чувствует оттенки значения, которыми различаются синонимичные или близкие по смыслу слова.

 

ПРИМЕР!!!!!!!

Сочинение учащегося 9 класса

Зачем нужна орфография?

Проблема орфографической грамотности актуальна в наше время. На письме без знания орфографических правил обойтись невозможно.

Вы, наверное, говорите себе: «Зачем нужна эта орфография? Неужели без нее никак нельзя?» Орфография нужна для того, чтобы человек правильно понял значение прочитанного слова. Так, например, в рассказе М.Пришвина «Дедушкин валенок» слово «пора» (25) можно написать в соответствии с произношением – «пара», допустив при этом орфографическую ошибку. Тогда смысл слова изменится.

Для правильного написания слов достаточно знать элементарные правила. Кто-то может сказать, что правил слишком много. Но ведь в русском языке существуют простые принципы орфографии, усвоив которые Вы не будете затрудняться: морфологический, фонетический, традиционный и дифференцирующий.

Например, слова «жизнь» и «пушинка» пишутся по традиционному принципу, а, «поглядит» и «проходились» - в соответствии с морфологическим - самым распространенным.

Таким образом, орфография – вечный раздел русского языка и без нее не обойтись.

 

 

ПРИМЕР №2!!!!!!!!!!!

Сочинение учащегося 9 класса

Зачем нужна орфография?

Знание языка – ключ к правильному выражению своих и пониманию чужих мыслей. И оно невозможно без знания правил русской орфографии. Поэтому я полностью согласен с мнением Ильи.

Знать орфографические правила мы должны для того, чтобы избежать ошибок в письменной речи, чтобы верно понимать смысл написанного. Вы можете сказать, что невозможно знать правильное написание всех слов. Но ведь существуют простые принципы русской орфографии, усвоив которые Вы не будете испытывать затруднений. В тексте «Дедушкин валенок» М.Пришвина написания слов «хорошо», «проходил» основаны на морфологическом принципе, а, например, «фельдшер» и «пушинка» - пишутся в соответствии с традиционным.

Словом, нам не обойтись без орфографических правил. Не знать их – значит не любить и не уважать, в первую очередь, самого себя.

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz