|
|
1. Метафора – это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, сущ. Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.
2. Олицетворение – наделение неодуш. предметов призаками и свойствами человека. Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
3. Эпитет – образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прил. и нар. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)
4. Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:
а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК) Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.
б) сравнительным придаточным предложением Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
в) сущ. в Т.п. Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
5. Гипербола – преувеличение. Например: Я тебе миллион раз говорил.
6. Литота – преуменьшение. Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.
7. Анафора – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Например: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке…
8. Параллелизм – повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности. Например: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие…
9. Градация – усиление значения слов благодаря эффекту нарастания. Например: Сейте разумное, доброе, вечное…
10. Антитеза – противопоставление, основанное на параллелизме. Например: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень.
11. Инверсия – необычный порядок слов. При необычном порядке слов: а) подлежащее стоит после сказуемого б) прилагательное после существительного в) наречие после глагола Например: Вот нахмурил царь брови чёрные… (Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)
12. Риторический вопрос – это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа. Например: На кого не действует новизна?
13. Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности. Например: О Русь моя! Жена моя!
14. Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем. Например: ленивый, ленится, лентяй
15. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Например: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса
16. Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения. Например: реветь, дочурка, продажный
17. Перифраз - косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания Например: ночное светило = луна или "Люблю тебя, Петра творенье!"="Люблю тебя, Санкт-Петербург!"
18. Метонимия - образное обозначение предмета по одному из его признаков. Например: «Все флаги будут в гости к нам», где под "флагами" подразумеваются "корабли"
19. Лексический повтор - намеренное повторение одного и того же
слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание. Например: Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака.
20. Оксюморон - сочетание несочетаемого. Например: живой труп, пленница свободы, светлая тьма
СМЫСЛОВАЯ и ИНТОНАЦИОННАЯ функции точки. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
Точками можно отделять не только предложения, но и отдельные группы слов и даже отдельные слова.
Данное явление в пунктуации носит название парцелляция.
Парцелляция - расчленение (от фр. parceller - расчленять, делить на мелкие части).
Парцелляция широко распространена в современной печати. Её употребление связано со стремлением передать интонации и акцентированность живой речи.
При парцелляции точка выполняет не только ОТДЕЛИТЕЛЬНУЮ функцию, но и СМЫЛОВУЮ, а также ИНТОНАЦИОННУЮ.
Разделенные точками члены предложения или их группы отделяются от базового предложения, акцентируются, становясь самостоятельно оформленными частями высказывания, приобретают самостоятельность отдельного высказывания, с их помощью выделяются наиболее важные моменты в сообщении:
Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел ее … и отправился встречать Макса. (Гришковец).
Такие члены, оторванные от основного предложения, стоят после длительной паузы и выделяются по смыслу и интонационно.
Каждый из последующих элементов высказывания как бы возникает в сознании не сразу, а в процессе раздумья. Получается, что мысль в сообщении подается отдельными порциями, что создает прерывистость интонации и имитирует естественность и непосредственность живой речи. Стыки этих смысловых «порций» и фиксируются точками.
4. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ при однородных членах предложения
Часто встречается расчленение предложений с однородными членами при обобщающих словах:
Вокруг нас было действительно «много света». Редкие звезды, ослабленные желтоватым светом луны. Теплый степной ветерок. Силуэты акаций. Ограды дач. Звуки перепелов. Тишина. Далекий лай собак. Время от времени крик ослика. Серебристо-пыльная полынь, ее неповторимый ночной запах. Блеск трамвайных рельсов, как бы скользящий вдаль и там поворачивающий и гаснущий среди угольной темноты. Шорох кошки, а может быть, и ежика в пыльных кустах шиповника. Погашенный маяк. Да мало ли чего еще! (В. Катаев).
Такое оформление однородного ряда психологически создает иллюзию нескончаемости перечисления, т.е. снимает ту замкнутость и закрытость ряда однородных членов, которые ощущаются при обычном оформлении перечисления посредством двоеточия и запятых.
В приведенном контексте важно как раз не само перечисление, не предметы и явления, которые перечисляются, а впечатление от них, состояние, рождаемое ими: человек и окружающая его ночь, данная в звуковых и слуховых ощущениях. В таком тексте прерывистая речь психологически оправданна.
5. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ в сложноподчинённом предложении
Отрыв придаточных от главных повышает смысловую емкость каждой из этих частей: главная часть предложения приобретает характер более обобщенного высказывания, придаточная же становится вполне самостоятельной и, следовательно, по смыслу выделенной.
Возможность отрыва придаточных позволяет более свободно и самостоятельно строить и основное предложение, так, как будто за ним ничего не следует, т.е. давать уже в нем обобщенную и исчерпывающую характеристику явления.
Если бы молодость знала, если бы старость могла... Могла - что? Передать миру понимание жизни, ее устройства, опыт бытования среди людей. Поверьте, на большее старые, немощные люди не претендуют. Но - вот трагедия! - именно это никак невозможно сделать. Почему? Потому что молодые этого не хотят. Потому что им это не нужно. Потому что они жаждут нарабатывать собственный опыт, набивать свои синяки и провозглашать свое понимание жизни. Можно ли на них обижаться за это? (Лит. газета, 1999, 26 мая)
6. ВОЗМОЖНОСТИ парцелляции
Использование приёма парцелляции позволяет:
а) сделать высказывание сжатым, экономичным и вместе с тем емким и информационно и эмоционально насыщенным.
б) посредством рвущейся строки создать стремительный ритм, динамичность, отчасти резкость: Итак, о чем я буду писать здесь? О себе. О людях, с которыми встречался. О фильмах, которые снимал. О поступках, которые совершал или не совершал. О мыслях, которые передумал (А. Кончаловский)
в) передать ироническое звучание (пауза в данном случае привносит эффект неожиданности), налет легкого юмора, как, например, определения "вечные" и "французская" в следующем тексте: Перед нами предстал сорокалетний господин... Хорошо сшитые штучные брюки. Английские желтые полуботинки на толстой подошве. Вечные. Бородка темно-русая, писательская, но более выхоленная и заостренная, чем у Чехова. Французская. Недаром Чехов называл его [Бунина] в шутку господин Букишон (В. Катаев).
г) воспроизвести на письме интонации живой разговорной речи, когда мысль формируется на ходу: высказано основное, а уже наплывает следующее, вспоминаются детали, новые характеристики, новые картины.
д) передать приподнятость стиля, пафосность публицистики.
№ п.п. |
Фамилия, имя обучающегося |
Всего баллов (из 42) |
Реком. отметка |
% выпол нения |
1 |
Аксенова Светлана |
40 |
5 |
95% |
2 |
Анохина Дарья |
35 |
4 |
83% |
3 |
Астафьева Галина |
36 |
4 |
86% |
4 |
Воронкин Александр |
21 |
3 |
50% |
5 |
Жигалина Анастасия |
41 |
5 |
98% |
6 |
Климашевская Мария |
37 |
5 |
88% |
7 |
Кудрявцев Евгений |
34 |
4 |
81% |
8 |
Магасумов Олег |
29 |
3 |
69% |
9 |
Медведникова Дарина |
40 |
5 |
95% |
10 |
Минкова Анна |
32 |
4 |
76% |
11 |
Михеева Анна |
29 |
4 |
69% |
12 |
Мудров Алексей |
20 |
2 |
49% |
13 |
Огерчук Евгения |
40 |
5 |
95% |
14 |
Пархоменко Александра |
38 |
5 |
90% |
15 |
Теплова Юлия |
29 |
4 |
69% |
16 |
Ратова Елизавета |
27 |
3 |
64% |
17 |
Сидорова Наталья |
39 |
5 |
93% |
18 |
Тертышная Мария |
23 |
3 |
55% |
19 |
Улыбина Полина |
31 |
4 |
74% |
20 |
Хайрутдинова Лилия |
40 |
5 |
95% |
21 |
Хохлов Кирилл |
31 |
4 |
74% |
22 |
Черных Анфиса |
39 |
5 |
93% |
23 |
Чуденков Станислав |
31 |
4 |
74% |
24 |
Шакирова Карина |
35 |
4 |
83% |
25 |
Войнов Георгий |
29 |
3 |
69% |
|
|
|
|