Лексические приемы- приемы, построенные на оттенках смысла
1. Сниженная лексика – разговорные и просторечные слова, придающие образам сниженный характер
Пёс секунду стоял в нерешительности, затем рванул что есть мочи прочь.
2. Высокая лексика – слова, часто устаревшие, которые придают явлению, которое описывается, торжественность, величие, важность, уважение. Кто он, избранник судьбы?
Композиционные приемы- приемы, построенные на соотношениях между частями произведения и значении частей
1. Антитеза (противопоставление) между частями текста
2.Сравнение частей текста
3. Повтор частей текста
4. Психологический параллелизм – соответствие или несоответствие состояния природы и состояния души.
Тропы - приемы, основанные на переносном значении
1.Сравнение — определение предмета или явления путем сопоставления его с другим предметом или явлением на основе общих признаков.
Сравнение либо просто указывает на сходство (он был похож на ...),
либо выражается с помощью сравнительных союзов: как, точно, словно и т. п.
Отец был похож на грозовую тучу.
Отец был словно грозовая туча.
2.Эпитет — необычное, красочное определение, часто бывает метафорическим.
шёлковые кудри, бродяга-ветер, ты жадно глядишь
3.Метафора— употребление слова в переносном его значении на основе сходства признаков.
Серебро волос
4.Аллегория - иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного образа.
Правосудие - женщина с завязанными глазами и весами в руках.
Надежда – якорь. Хитрость – лиса.
5.Ирония - скрытая насмешка, употребление слова в обратном, противоположном его значении.
Ну что, умник, натворил дел? А отвечать кто будет за твои подвиги?
6.Гипербола - фантастическое преувеличение чего-либо.
Как рукой ни махнёт - улица, как плечом поведет – переулочек…
7.Литота - противоположность гиперболе: преуменьшение признака явления.
Стань ниже травы, тише воды…
8.Антономасия - замена имени известного лица относящимся к нему названием.
корсиканец - Наполеон. Галилеянин – Иисус.
9.Олицетворение - перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы.
Отдыхала тучка золотая на груди утеса-великана.
10.Художественный образ – картина или явление жизни, изображенные такими, какими видит их автор, поэтому главное в художественном образе - мысли и чувства автора по поводу изображаемого. Часто в создании художественного образа используются несколько изобразительно-выразительных средств. Художественные образы могут находиться в каких-либо отношениях друг с другом: соперничать, противопоставляться, сравниваться, вызывать ассоциации.
11. Символ – условный знак, за которым скрыто несколько значений.
Заря – символ новой жизни, новой эпохи, надежды, возрождения, просвещения.
12. Перифраз- использование описания предмета вместо названия самого предмета.
Синий, синий, ходит он (Днепр) плавным разливом и середь ночи, как середь дня.