|
Выразительные средства синтаксиса. |
|
- ряды однородных членов предложения;
- предложения с вводными словами, обращениями, обособленнымичленами;
- экспрессивное использование предложений разного типа (односоставные, неполные, бессоюзные и т. и.)
Слова в тексте художественного произведения живут по своим законам, принципам, соединяясь в словосочетания, предложения, периоды, сложные синтаксические конструкции, устанавливая своеобразные семантические отношения друг с другом и с удаленными лексическими единицами из других текстов. Лексика и морфология поставляют семантический и стилистический материал, а синтаксис выстраивает его в детали, блоки, чтобы выразить законченную мысль. Как постичь красоту, мелодичность и ритм художественного произведения, а также завершенность и целостность художественного высказывания без комплексного анализа языка художественного произведения? Знание о структурных типах синтаксических единиц помогает ответить на вопрос, почему, с какой целью автор употребляет именно такую синтаксическую конструкцию. Знание структурных типов синтаксических единиц поможет понять эстетическую функцию предложения в тексте художественного произведения. Ведь помимо общего синтаксиса существует и поэтический синтаксис, синтаксические фигуры речи.
Фигуры речи |
- анафора
- параллелизм
- антитеза
- градация
- инверсия
- эллипс
- умолчание
- риторический вопрос
- риторическое восклицание
|
Синтаксические средства выразительности
Научный |
Прямой порядок слов; широкое использование словосочетаний существительное + существительное в родительном падеже; преобладание неопределённо-личных и безличных предложений; обилие сложных предложений; частое употребление причастных и деепричастных оборотов |
Публицистический |
Использование однородных членов предложения, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных предложений |
Художественный |
Преобладающие в данном тексте типы предложений (повествовательные вопросительные, восклицательные); полные и неполные предложения; двусоставные и односоставные (экспрессия односоставных предложений, особенно назывных (в них заложены огромные изобразительные возможности); типы связи частей сложного предложения |
Одним из самых распространенных не только в художественной, но и в обыденной речи синтаксических приемов является ЭЛЛИПС (греч. elleipsis- оставление). Это имитация разрыва грамматической связи, заключающаяся в пропуске слова или ряда слов в предложении, при котором смысл пропущенных членов легко восстанавливается из общего речевого контекста. Данный прием чаще всего используется в эпических и драматических сочинениях при построении диалогов персонажей: с его помощью авторы придают жизнеподобие сценам общения своих героев.
Эллиптическая речь в художественном тексте производит впечатление достоверной, потому что в жизненной ситуации разговора эллипс является одним из основных средств композиции фраз: при обмене репликами он позволяет пропускать ранее прозвучавшие слова. Следовательно, в разговорной речи за эллипсами закреплена исключительно практическая функция: говорящий передает собеседнику информацию в необходимом объеме, используя при этом минимальный лексический запас. Между тем, использование эллипса как выразительного средства в речи художественной может быть мотивировано и установкой автора на психологизм повествования. Писатель, желая изобразить различные эмоции, психологические состояния своего героя, может от сцены к сцене менять его индивидуальный речевой стиль. Так, в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников часто изъясняется эллиптическими фразами. В его разговоре с кухаркой Настасьей (ч.I, гл.3) эллипсы служат дополнительным средством выражения его отчужденного состояния:
- …Прежде, говоришь, детей учить ходил, а теперь пошто ничего не делаешь?
- Я [кое-что] делаю… - нехотя и сурово проговорил Раскольников.
- Что [ты] делаешь?
- [Я делаю] Работу…
- Каку работу [ты делаешь]?
- [Я] Думаю, - серьезно отвечал он помолчав.
Здесь мы видим, что пропуск одних слов подчеркивает особую смысловую нагрузку оставшихся других. Часто эллипсы обозначают и стремительную смену состояний или действий. Такова, например, их функция в пятой главе «Евгения Онегина», в повествовании о сне Татьяны Лариной: «Татьяна [ ] ах! а он [ ] реветь…», «Татьяна [ ] в лес, медведь [ ] за нею…».
|
РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, ВОСКЛИЦАНИЯ, ОБРАЩЕНИЯ
Прилагательное «риторический» образовано от слова «риторика» - наука о красноречии, ораторском искусстве, ритор – оратор, то есть человек, обладающий даром красноречия, искусством выразительной речи. Риторический значит относящийся к риторике.
1. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Но риторический вопрос – это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа. Он используется как выразительное средство речи, чтобы усилить её эмоциональность. Риторический вопрос – это предложение, вопросительное по структуре, передающее, подобно повествовательному предложению, сообщение о чем-то. Таким образом, в риторическом вопросе имеется противоречие между формой (вопросительная структура) и содержанием (значение сообщения). Сообщение в риторическом вопросе всегда бывает связано с выражением различных эмоционально-экспрессивных значений. Их основой является то, что риторический вопрос возникает всегда в условиях противодействия как эмоциональная реакция протеста. («А судьи кто?» А.Грибоедов). Доколе, счастье, ты венцами Злодеев будешь украшать? (М.В.Ломоносов)
№ п.п. |
Фамилия, имя обучающегося |
Всего баллов (из 42) |
Реком. отметка |
% выпол нения |
1 |
Аксенова Светлана |
40 |
5 |
95% |
2 |
Анохина Дарья |
35 |
4 |
83% |
3 |
Астафьева Галина |
36 |
4 |
86% |
4 |
Воронкин Александр |
21 |
3 |
50% |
5 |
Жигалина Анастасия |
41 |
5 |
98% |
6 |
Климашевская Мария |
37 |
5 |
88% |
7 |
Кудрявцев Евгений |
34 |
4 |
81% |
8 |
Магасумов Олег |
29 |
3 |
69% |
9 |
Медведникова Дарина |
40 |
5 |
95% |
10 |
Минкова Анна |
32 |
4 |
76% |
11 |
Михеева Анна |
29 |
4 |
69% |
12 |
Мудров Алексей |
20 |
2 |
49% |
13 |
Огерчук Евгения |
40 |
5 |
95% |
14 |
Пархоменко Александра |
38 |
5 |
90% |
15 |
Теплова Юлия |
29 |
4 |
69% |
16 |
Ратова Елизавета |
27 |
3 |
64% |
17 |
Сидорова Наталья |
39 |
5 |
93% |
18 |
Тертышная Мария |
23 |
3 |
55% |
19 |
Улыбина Полина |
31 |
4 |
74% |
20 |
Хайрутдинова Лилия |
40 |
5 |
95% |
21 |
Хохлов Кирилл |
31 |
4 |
74% |
22 |
Черных Анфиса |
39 |
5 |
93% |
23 |
Чуденков Станислав |
31 |
4 |
74% |
24 |
Шакирова Карина |
35 |
4 |
83% |
25 |
Войнов Георгий |
29 |
3 |
69% |
|
|
|
2.ВОСКЛИЦАНИЕ
Существительное «восклицание» образовано от глагола «восклицать» и обозначает «возглас, выражающий сильное чувство». Риторическое восклицание – фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторическое восклицание отличается эмоциональностью, произносится с торжественностью, приподнятостью, воодушевлением. Служит для усиления выразительности речи. Ну, а красавицы твои? А женщины твои, Россия? Какая песня в них взрастила Самозабвение любви? О, их любовь не полубыт: Всегда событье! Вечно мета! Россия…За одно за это Тебя нельзя не полюбить. (Илья Сельвинский)
3. ОБРАЩЕНИЕ
Существительное «обращение» образовано от глагола «обращаться», «обращать» и обозначает слово или группу слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью. М.В.Ломоносов писал: «Сею фигурою можно советовать, засвидетельствовать, обещать, грозить, хвалить, насмехаться, утешать, желать, прощаться, сожалеть, повелевать, запрещать, прощения просить, оплакивать, жаловаться, толковать, поздравлять и проч., к кому слово… обращается».
Танцовщик! Ты богат. Профессор! Ты убог. Конечно, голова в почтенье меньше ног.
( А.П.Сумароков. Эпиграмма.)
ИНВЕРСИЯ
Латинское слово «инверсия» имеет значение «перестановка, переворачивание». В русском языке существует прямой и обратный порядок слов. Инверсия – это нарушение прямого порядка слов (подлежащее-сказуемое). Как художественный прием инверсия используется многими авторами для достижения интонационной и стилистической выразительности, для подчеркивания смысловой значимости какого-либо слова или придания всей фразе особой стилистической окрашенности.
Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор.
ПОВТОР слов или частей предложения- это тоже синтаксический прием, имеющий несколько разновидностей, о которых мы поговорим отдельно в следующей главе. Пока запомните, что он обязательно несет смысловую нагрузку и на него обязательно стоит обращать внимание.
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (в литературе), экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения ("И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь" П. Г. Антокольский).
|