Выразительные средства синтаксиса.

 
  • ряды однородных членов предложения;
  • предложения с вводными словами, обращениями, обособленнымичленами;
  • экспрессивное использование предложений разно­го типа (односоставные, неполные, бессоюзные и т. и.)

Слова в тексте художественного произведения живут по своим законам, принципам, соединяясь в словосочетания, предложения, периоды, сложные синтаксические конструкции, устанавливая своеобразные семантические отношения друг с другом и с удаленными лексическими единицами из других текстов. Лексика и морфология поставляют семантический и стилистический материал, а синтаксис выстраивает его в детали, блоки, чтобы выразить законченную мысль. Как постичь красоту, мелодичность и ритм художественного произведения, а также завершенность и целостность художественного высказывания без комплексного анализа языка художественного произведения? Знание о структурных типах синтаксических единиц помогает ответить на вопрос, почему, с какой целью автор употребляет именно такую синтаксическую конструкцию. Знание структурных типов синтаксических единиц поможет понять эстетическую функцию предложения в тексте художественного произведения. Ведь помимо общего синтаксиса существует и поэтический синтаксис, синтаксические фигуры речи.

Фигуры речи

  • анафора
  • параллелизм
  • антитеза
  • градация
  • инверсия
  • эллипс
  • умолчание
  • риторический вопрос
  • риторическое восклицание
  • риторическое обращение
  • многосоюзие
  • бессоюзие
  • парцелляция

 

Синтаксические средства выразительности

Научный

Прямой порядок слов; широкое использование словосочетаний существительное + существительное в родительном падеже; преобладание неопределённо-личных и безличных предложений; обилие сложных предложений; частое употребление причастных и деепричастных оборотов

Публицистический

Использование однородных членов предложения, ввод­ных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных предло­жений

Художественный

Преобладающие в данном тексте типы предложений (повествовательные вопроси­тельные, восклицательные); полные и не­полные предложения; двусоставные и односоставные (экспрессия односоставных предложений, особенно назывных (в них заложены огромные изобразительные воз­можности); типы связи частей сложного предложения

 

Одним из самых распространенных не только в художественной, но и в обыденной речи синтаксических приемов является ЭЛЛИПС (греч. elleipsis- оставление). Это имитация разрыва грамматической связи, заключающаяся в пропуске слова или ряда слов в предложении, при котором смысл пропущенных членов легко восстанавливается из общего речевого контекста. Данный прием чаще всего используется в эпических и драматических сочинениях при построении диалогов персонажей: с его помощью авторы придают жизнеподобие сценам общения своих героев.

Эллиптическая речь в художественном тексте производит впечатление достоверной, потому  что  в жизненной ситуации разговора  эллипс является одним из основных средств композиции фраз: при обмене репликами он позволяет пропускать ранее прозвучавшие  слова.  Следовательно,  в  разговорной  речи  за  эллипсами  закреплена  исключительно практическая функция: говорящий передает собеседнику информацию в необходимом объеме, используя при этом минимальный лексический запас. Между тем, использование эллипса как выразительного средства в речи художественной может быть мотивировано и установкой автора на психологизм повествования. Писатель, желая изобразить различные эмоции, психологические состояния своего героя, может  от  сцены  к  сцене  менять  его  индивидуальный  речевой  стиль.  Так,  в  романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников часто изъясняется эллиптическими фразами. В его разговоре с кухаркой Настасьей (ч.I, гл.3) эллипсы служат дополнительным средством выражения его отчужденного состояния: 

  -   …Прежде, говоришь, детей учить ходил, а теперь пошто ничего не делаешь?

-  Я [кое-что] делаю… - нехотя и сурово проговорил Раскольников.

-  Что [ты] делаешь?

-  [Я делаю] Работу…

-  Каку работу [ты делаешь]?

-  [Я] Думаю, - серьезно отвечал он помолчав.

Здесь мы видим, что пропуск одних слов подчеркивает особую смысловую нагрузку оставшихся других. Часто эллипсы обозначают и стремительную смену состояний или действий. Такова,  например, их  функция  в пятой  главе «Евгения  Онегина», в  повествовании о сне Татьяны Лариной:  «Татьяна [  ] ах! а он [  ] реветь…», «Татьяна [  ] в лес, медведь [   ] за нею…».

РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, ВОСКЛИЦАНИЯ, ОБРАЩЕНИЯ

Прилагательное «риторический» образовано от слова «риторика» - наука о красноречии, ораторском искусстве, ритор – оратор, то есть человек, обладающий даром красноречия, искусством выразительной речи. Риторический значит относящийся к риторике.

 1. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС 
Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Но риторический вопрос – это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа. Он используется как выразительное средство речи, чтобы усилить её эмоциональность. Риторический вопрос – это предложение, вопросительное по структуре, передающее, подобно повествовательному предложению, сообщение о чем-то. Таким образом, в риторическом вопросе имеется противоречие между формой (вопросительная структура) и содержанием (значение сообщения). Сообщение в риторическом вопросе всегда бывает связано с выражением различных эмоционально-экспрессивных значений. Их основой является то, что риторический вопрос возникает всегда в условиях противодействия как эмоциональная реакция протеста. («А судьи кто?» А.Грибоедов). Доколе, счастье, ты венцами
Злодеев будешь украшать?
(М.В.Ломоносов)

№ п.п.

Фамилия, имя обучающегося

Всего баллов
(из 42)

Реком. отметка

% выпол
нения

1

Аксенова Светлана

40

5

95%

2

Анохина Дарья

35

4

83%

3

Астафьева Галина

36

4

86%

4

Воронкин Александр

21

3

50%

5

Жигалина Анастасия

41

5

98%

6

Климашевская Мария

37

5

88%

7

Кудрявцев Евгений

34

4

81%

8

Магасумов Олег

29

3

69%

9

Медведникова Дарина

40

5

95%

10

Минкова Анна

32

4

76%

11

Михеева Анна

29

4

69%

12

Мудров Алексей

20

2

49%

13

Огерчук Евгения

40

5

95%

14

Пархоменко Александра

38

5

90%

15

Теплова Юлия

29

4

69%

16

Ратова Елизавета

27

3

64%

17

Сидорова Наталья

39

5

93%

18

Тертышная Мария

23

3

55%

19

Улыбина Полина

31

4

74%

20

Хайрутдинова Лилия

40

5

95%

21

Хохлов Кирилл

31

4

74%

22

Черных Анфиса

39

5

93%

23

Чуденков Станислав

31

4

74%

24

Шакирова Карина

35

4

83%

25

Войнов  Георгий

29

3

69%

 

 

 

 

 2.ВОСКЛИЦАНИЕ

Существительное «восклицание» образовано от глагола «восклицать» и обозначает «возглас, выражающий сильное чувство». Риторическое восклицание – фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторическое восклицание отличается эмоциональностью, произносится с торжественностью, приподнятостью, воодушевлением. Служит для усиления выразительности речи.
Ну, а красавицы твои?
А женщины твои, Россия?
Какая песня в них взрастила
Самозабвение любви?
О, их любовь не полубыт:
Всегда событье! Вечно мета!
Россия…За одно за это
Тебя нельзя не полюбить.
(Илья Сельвинский)

3. ОБРАЩЕНИЕ

Существительное «обращение» образовано от глагола «обращаться», «обращать» и обозначает слово или группу слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью. М.В.Ломоносов писал: «Сею фигурою можно советовать, засвидетельствовать, обещать, грозить, хвалить, насмехаться, утешать, желать, прощаться, сожалеть, повелевать, запрещать, прощения просить, оплакивать, жаловаться, толковать, поздравлять и проч., к кому слово… обращается».

Танцовщик! Ты богат.
Профессор! Ты убог.
Конечно, голова в почтенье меньше ног.

А.П.Сумароков. Эпиграмма.)

ИНВЕРСИЯ

Латинское слово «инверсия» имеет значение «перестановка, переворачивание». В русском языке существует прямой и обратный порядок слов. Инверсия – это нарушение прямого порядка слов (подлежащее-сказуемое). Как художественный прием инверсия используется многими авторами для достижения интонационной и стилистической выразительности, для подчеркивания смысловой значимости какого-либо слова или придания всей фразе особой стилистической окрашенности.

 Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор. 

ПОВТОР слов или частей предложения- это тоже синтаксический прием, имеющий несколько разновидностей, о которых мы поговорим отдельно в следующей главе. Пока запомните, что он обязательно несет смысловую нагрузку и на него обязательно стоит обращать внимание.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (в литературе), экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения ("И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь" П. Г. Антокольский). 

 ГРАДАЦИЯ

Слово «градация» в латинском языке означает «постепенное повышение, усиление». Градация – это фигура в виде синтаксической конструкции, внутри которой однородные выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т.п.) располагаются в порядке усиления или ослабления признака.("Не жалею, не зову, не плачу." или "Отпил, отведал, пригубил")

 АМПЛИФИКАЦИЯ (т.е. расширение) – стилистическая фигура, использование однородных элементов речи: определений, синонимов, сравнений, антонимических противопоставлений для усиления выразительности речи.

 АНТИТЕЗА как выразительное средство синтаксиса.
Слово «противопоставление» образовано от глагола «противопоставлять». Этому русскому термину соответствует греческий термин «антитеза», что означает «положение, противоположное другому положению».

 Он с умилением глядел на своих приятелей, любовался ими и завидовал. Как у этих здоровых, сильных, веселых людей все уравновешено, как в их умах и душах все закончено и гладко! Они и поют, и страстно любят театр, и рисуют, и много го-ворят, и пьют, и голова у них не болит на другой день после этого: они и поэтичны, и распутны, и нежны и дерзки; они умеют и работать, и возмущаться, и хохотать без причины, и говорить глупости; они горячи, честны, самоотверженны и как люди ничем не хуже его, Васильева, который сторожит каждый свой шаг и каждое свое слово, мнителен, осторожен и малейший пустяк готов возводить на степень вопроса….Вышел он из ресторана со смехом. Ему нравились его приятели – один в помятой широкополой шляпе с претензией на художественный беспорядок, другой в котиковой шапочке, человек не бедный, но с претензией на принадлежность к ученой богеме; нравился ему снег, бледные фонарные огни, резкие черные следы, какие оставляли по первому снегу подошвы прохожих; нравился ему воздух и особенно этот прозрачный, нежный, наивный, точно девственный, тон, какой в природе можно наблюдать только два раза в год: когда все покрыто снегом, и весною в ясные дни или лунные вечера, когда на реке ломает лед.
 

 Выразительные средства синтаксиса(кратко)

Синтаксис

-Параллелизм

 

 

 

 

-Риторический вопрос

 

-Риторическое обращение

-Многосоюзие

 

 

-Бессоюзие

 

 

 

-Анафора

 

 

-Эпифора

-Оксюморон

 

-Инверсия

 

-Эллипсис

 

-Умолчание

Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений

 

 

 

 

Вопрос задается с целью привлечь внимание читателя

 

Подчеркнутое обращение к кому или чему-либо

 

Намеренное использование повторяющихся союзов

 

Намеренный пропуск соединительных союзов, что придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями

 

 

Повторение отдельных слов в начале отрывков

 

 

Повторение слов в конце отрывков

Соединение несоединимого

 

Непрямой порядок слов с целью усиления выразительности

 

Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения

 

Автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий след шумит при звуке ветерка

Когда ,росой обрызганный душистой,

Румяным вечером ль утра в час златой (М.Лермонтов)

 

Знаете ли вы украинскую ночь? (Н.Гоголь)

 

Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ, маузер. (В.Маяковский)

Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр (Н.Гоголь)

Швед, русский-колет, рубит, режет, бой барабанный, крики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… (М.Лермонтов)

 

 

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем.. (М.Лермонтов)

 

 

Горячий снег, мертвые души

 

Ведь он друг был мне

 

Мужики – за топоры (А.Толстой)

 

Что подумали, что почувствовали оба? Кто знает? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства… (Л.Толстой)

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz